Самооценка

Самооценка

Самооценка. Как быть – полюбить или изменить себя

Заниженная самооценка является частым поводом обращения к психологам. Зачастую люди воспринимают самооценку, как нечто отдельное от своей личности. В жизни вроде бы все в порядке и благополучие присутствует, но вот уверенности в своих силах не всегда хватает, самооценка занижена.

Однако причинами такого дискомфорта может служить множество факторов: человек оценивает свой жизненный путь, образ жизни, сопоставляет с внутренней ценностной системой, насколько гармонично (или не гармонично) все совпадает. От этого постоянного процесса зависит самооценка личности человека, насколько он уверен в себе и насколько может позволить любить себя самого. Если в этом процессе возникает дисгармония, это может привести к серьезному личностному кризису.

Система самооценки имеет прямую связь с личностными идеалами, представления об «идеальном» Я». Эти представления складываются на основе накопленного жизненного опыта, и состоят из внешних, субъективных оценок социального окружения, авторитетных людей, родителей, друзей, учителей.

Кроме «идеального Я», у человека складывается образ «реального Я». Он складывается из относительно объективных характеристик: внешности, обладания теми или иными качествами, семейного положения, материального благосостояния, физического здоровья.

Самооценка человека напрямую зависит от того насколько его «идеальное Я» совпадает с «реальным Я», чем больше это совпадение, тем выше самооценка.
Несовпадение идеального образа и «реального Я» могут происходить по самым различным причинам.

Для того, что бы понять механизм процесса несовпадения, рассмотрим два различных примера

Пример 1: Девушка Н. 23 года, творческая натура, привлекательная внешность, увлекается изобразительным искусством и фотографией, интеллектуально развита. Обратилась к психологам за помощью. Последнее время ее постоянно преследуют мысли о том, что «ощущает себя хуже других женщин». Настроение ухудшалось, когда Н. разглядывала глянцевые журналы с фотографиями красивых, сексуально привлекательных моделей. При сексуальных контактах с партнером появились жалобы на отсутствие оргазма. Творческие планы остались нереализованными, появилась апатия, со своим парнем они все чаще стали употреблять спиртные напитки.

После прохождения реабилитации у психолога (8 занятий), Н. осознала, что далеко опередила своего партнера в личностном и интеллектуальном развитии. Общение с ним стало скучным, препятствовало ее творческому развитию. Но при этом Н. испытывала сильнейший страх перед расставанием, ей ничего не хотелось менять в своих отношениях, внешне сохранялось полное благополучие. В этой ситуации ее «внутреннее Я» быстро нашло выход: перестало уважать и любить себя. Н. пришлось найти в себе силы оставить отношения, начать новый этап своей жизни, где вновь появилось место творчеству и интеллектуальному развитию. Постепенно нормализовались и сексуальные отношения.

самооценка..jpg

Пример 2: Т. 24 года. Имеет два высших образования и в настоящее время получает третье, изучает иностранные языки, внешние данные привлекательные. Обучается на вечернем отделении, однако встает рано. Посещает спортивный зал. Обратилась к психологу с жалобами на панические атаки, из-за которых не может устроиться на работу. 

В результате работы с психологом (12 занятий) выяснилось, что Т. живет навязанными родителями идеалами. С детства родители призывали ее быть самой лучшей, самой успешной, никому ни в чем не уступать. В результате чего Т. постоянно ставила себе завышенную планку и если по каким-либо причинам не могла достичь результатов, считала себя ленивой, неудачной, плохой. Т. не могла себя простить, что из-за панических атак не может найти работу. Работа с психологом помогла Т. разработать новый образ своего «идеального Я». Она перестала завышать требования к себе, стала ставить более реалистичные цели, что помогло ей постепенно избавиться от недуга.

В приведенных примерах снижение самооценки происходит по двум противоположным причинам.


В первом случае, «реальное Я» девушки столкнулось с невозможностью реализовать ценности «идеального Я». Образовался большой разрыв между двумя «Я», ценности не совпадали с реальностью, и девушка перестала любить и уважать себя.

Второй пример, является полной противоположностью. Т. ставила перед собой супер завышенные цели, пыталась достичь нереалистичного идеала, навязанного ей в детстве родителями. Из-за этого несовпадения развилась болезнь. Панические атаки преследовали девушку из-за боязни не смочь соответствовать требованиям навязанными и внушенными родителями.

Уверенность в себе, гармоничное соотношение внутренних «Я» является самым верным способом диагностики личности и дает возможность проанализировать и исправить ситуацию. Изменение самооценки, ее занижение можно назвать неким маячком для ухудшения психологического состояния человека. Он перестает любить и уважать свою личность, считает себя не успешным, что транслируется его поведением на восприятие окружающих людей. Такому человеку труднее добиться успехов в работе, построить личные взаимоотношения. Такое поведение закрепляется, и окружающие действительно начинают считать человека неудачником, неспособным, нерадивым. В этот момент человеку трудно самостоятельно разобраться в причинах случившегося.

Например, человек с заниженной самооценкой имеет низкие шансы на получение желаемой работы, создание счастливой семьи. Именно поэтому очень важно вовремя обратиться к психологу и вместе со специалистом понять и устранить причины возникновения неадекватной самооценки.

Запишитесь на первичный прием (психологическую диагностику), на котором специалист составит индивидуальный маршрут психологической работы, оптимально подходящий для формирования адекватной самооценки именно в Вашем случае.





Оцените статью
3.3 (1)

Комментарии0
Комментариев пока нет, оставьте первый комментрий!
Ваш комментарий
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений