Тьютор
В нашей стране о тьюторстве знают немногие. Для российских родителей такой вид педагогики – пока что новинка. А ведь тьюторы могут быть очень востребованы в школах, дошкольных учреждениях, высших учебных заведениях, организациях, занимающихся работой с «особенными» детьми. При этом оказывать подобные услуги можно и дистанционно. В какой степени дети и родители нуждаются в них. Каковы обязанности этих специалистов, кто может стать тьютором.
Тьюторы и их занятия
Тьютор – это наставник, помогающий ребенку приспособиться к новым для него обстоятельствам или условиям учебы. По сути, это неформальная педагогическая должность. Тьютор выступает в роли «сопровождающего».
Один из характерных примеров: поступление ребенка в первый класс после детского сада. Малыш не понимает сути новых условий и требований, которые учителя предъявляют практически с первого дня. Обязанности быть усидчивым, внимательным, послушным для ребенка новые, незнакомые. Обычно учитель рассчитывает, что мотивация к получению знаний возникнет у первоклассника сама по себе, так как он стал учеником. Но для возникновения такой мотивации ребенок должен понимать цель обучения. И вот тут большую помощь может оказать тьютор.
Еще один пример: ребенка перевели в другую школу. Прежде чем он втянется в учебный процесс, ему необходимо понять правила и возможности нового для него заведения, усвоить его порядки, требования и ограничения, элементарно освоиться. «Перестраиваться» приходится быстро, буквально на ходу, а ведь менять свои привычки и корректировать поведение сложно даже взрослому. Профессиональная поддержка тьютора может оказаться очень кстати.
Специалист данного профиля работает также с детьми, имеющие особенности в развитии или какие-то сложности и определенные потребности в обучении. Часто подопечными тьютора бывают дети-аутисты или страдающие ДЦП, и помощь такого рода оказывается весьма действенной (что доказано на практике).
Какие требования предъявляются к человеку, желающему стать тьютором
Сегодня эта не совсем обычная профессия становится все более популярной. Обучиться ей можно на специальных курсах, выбор которых достаточно широк. Возраст и пол не являются определяющими моментами для овладения специальностью.
На курсы обычно записываются:
-
люди, небезразличные к будущему детей с ограничениями по здоровью, стремящиеся помочь проблемным ребятам получить знания и полноценное развитие;
-
студенты вузов, желающие найти подработку по профилю будущей профессии;
-
специалисты, которым важно повысить уровень своего мастерства и попрактиковаться в области тьюторства.
С недавнего времени права и обязанности тьюторов в РФ регулируются соответствующими нормативами. Главной обязанностью тьютора является сопровождение ребенка в выполнении им индивидуальной образовательной программы. Разработаны специальные методики, призванные помочь тьюторам в их деятельности.
Тем, кто желает заниматься данной деятельностью в школе, необходимо обладать следующими личностными характеристиками: терпеливостью, способностью расположить к себе человека, коммуникабельностью, и, конечно, набором необходимых навыков. Получение сертификата на ведение такой деятельности – это еще не все. Чтобы работать в этой сфере успешно, придется затрачивать немало сил, энергии и времени. Если вы уверены, что справитесь с такой нагрузкой, то стоит попробовать. Психология личности.
Функции специальности
Тьютор выполнят следующие обязанности:
-
Вдвоем со своим подопечным он анализирует все имеющиеся в распоряжении образовательные ресурсы для определения целей и плана обучения и их реализации.
-
Всемерно содействует подопечному в разработке и осуществлении индивидуальной обучающей программы.
-
Сопровождает тьюторанта в реализации плана.
-
Обеспечивает формирование у тьюторанта индивидуальных потребностей в обучении, учитывая особенности конкретного ребенка.
-
Способствует тому, чтобы подопечный мог анализировать и оценивать процесс воплощения в жизнь индивидуальной программы.
-
Выбирает форму тьюторского сопровождения в зависимости от возраста и особенностей личности воспитанника, а также своих профессиональных возможностей и предпочтений.
-
Взаимодействует с людьми, также заинтересованными в реализации индивидуальной программы и создании для этого соответствующих условий.
-
Разрабатывает методику своей деятельности, обозначает инструменты ее осуществления.
-
Организует комфортную образовательную среду для воплощения индивидуальной программы подопечного.
-
Обеспечивает эффективное пользование всеми имеющимися в распоряжении ресурсами образовательной среды.
-
Ведет документальное оформление своей деятельности.
Тьюторы в системе образования
Тьюторы могут найти применение своим силам в нескольких образовательных сферах.
Наставник для ребенка в семье
Если у ребенка имеются определенные особенности и отклонения в здоровье или развитии (аутизм, детский церебральный паралич, инвалидность по заболеванию), родители зачастую выбирают ему в наставники тьютора. Конечно, есть немало примеров успешного обучения «особенных» детей в общеобразовательных школах, однако ребенок неизбежно сталкивается с немалыми проблемами. Ныне существующая образовательная система, как и общество в целом, к сожалению, пока не могут в полной мере удовлетворить потребности таких детей. И здесь помощь тьютора может оказаться неоценимой, ведь ему разрешается на занятиях, способствовать адаптации своего подопечного ко всем условиям школьного обучения. Нужно отметить, что иногда услугами тьютеров пользуется и иной контингент детей, а именно высокоодаренные ребята. Им также необходим индивидуальный развивающий план и программа обучения, способная раскрыть весь их внутренний потенциал.
Большинство родителей, имеющих ребенка-инвалида, небезосновательно опасаются помещать его в обычную школьную атмосферу. Подобный эксперимент может плохо кончиться, ведь в РФ и страны ближнего зарубежья на данный момент не в состоянии обеспечить инвалидам адекватные условия, что может негативно сказаться и на них самих, и на окружении. В таких случаях тьютор исполняет посредническую роль. Сопровождение обычно очень положительно влияет на адаптации и обучении ребенка-инвалида.
Школьный тьютор
Сегодня в школах крупных городов тьюторство – достаточно обычное явление. Специалистов подобного рода перестали воспринимать как нянек, и ценят как наставников и сопровождающих для учащихся. Тьютор помогает ребенку оценить свои способности, определиться с желаниями в плане будущей профессии, развить таланты, вывести «на поверхность» скрытые возможности, да и просто найти свое место в жизни.
Тьютор – это не учитель в традиционном смысле слова, он не обучает школьным дисциплинам. Не является он и психологом: за психологическое здоровье учеников ответственность несет профессиональный психолог. Подопечными тьютора не являются одновременно все ученики школы или класса. Он тесно взаимодействует с несколькими детьми, сопровождая их длительное время (иногда на протяжении всего школьного обучения).
Любой ребенок обладает яркими особенностями личностями, свойственными лишь ему. Поэтому и подхода требует строго индивидуального. Возникает острая нужда в человеке, способном помочь в раскрытии талантов и возможностей, направлении их в нужное русло, разработке комфортного индивидуального образовательного плана.
Очень актуальны услуги тьютора для старшеклассников, которым вскоре предстоит выбор профессии. Наставник, наблюдая за ребенком, проникает в сферу его интересов, может дать совет по поводу будущей деятельности. Конечно, никаких однозначных требований наставник не предъявляет, он лишь раскрывает перед ребенком возможные пути и перспективы развития. Помогает тьютор и в разрешении конфликтных ситуаций со сверстниками, дает ребенку советы по установлению контактов и адекватной оценке собственных поступков и действий.
Необходим ли ребенку сопровождающий в процессе развития и обучения, каждый родитель либо опекун определяет самостоятельно.